Конспект урока на тему "мой профессиональный выбор". Выявление основных параметров Этап шаг 1 выявление проблемы про профессий

Шаг 1. Выявление проблемыОпределение проблемной области
проекта:
Окончание 9-11 классов, сдача
экзаменов;(подробно описать
трудности);
Определение учебного заведения и
название специальности получаемой
в этом учебном заведении.
Определение состояния здоровья.

Шаг 2. Осознание проблемной области

Шаг 3. Выявление конкретной потребности

Является ли потребность выбора
конкретной профессии, в
соответствии с вашими
интересами и возможностями,
первостепенной или нет?
Дайте своему ответу подробное
обоснование.

Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Анализ конкретной профессии,
выявление ее основных
требований к человеку и
выявление возможностей
овладения данной профессией.
Формулировка основной задачи
проекта.

Шаг 5. Выявление основных параметров.

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять
индивидуальным личностным и психофизическим
характеристикам.
2.Необходима доступность обучения
профессии(наличие учебного заведения).
3. Материальные затраты на получение
специальности должны соответствовать
финансовым возможностям семьи.
4.Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6. Выявление традиций, истории, тенденций.

Правильный выбор основывается на сборе
информации о профессии. Вам необходимо
выявить, как со временем изменяются
требования к подготовке специалистов.
Источники информации:
1.Родители, друзья, учителя.
2Художественная литература.
3.Интернет.
4.Средства массовой информации.

Шаг 7. Анализ деятельности

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте
свою схему размышлений.
Алгоритм профессионального самоопределения.
1. Определение интересов и склонностей.
2. Анализ профессиональной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями.
3. Выявление индивидуальных личностных и
психофизических характеристик.
4.Соответствие индивидуальных характеристик с
требованиями профессиональной деятельности.
5. Определение социально-экономических факторов выбора
профессии: пути и условия получения профобразования,
материальные затраты на обучение.
6. Профессиональная проба.
7.Профессиональные планы и перспектива.

Шаг8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

1. На основании методики ОПГ
определить сферу профессиональной
деятельности (ч-ч; ч-т; ч-х; ч-п; ч-з.)
2. Используя интернет-сайты, в
которых приводится описания и
характеристики профессий, выписать
ряд специальностей, принадлежащих к
выбранной сфере профессиональной
деятельности.

10. Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.

1.Выделить параметры, относящиеся к вашей сфере
профессиональной деятельности.
Пример: Работа должна:
- Быть разнообразной;
- Иметь преобразующий, творческий характер;
- Стимулировать повышение уровня знаний и
умений;
- Соответствовать психофизическим и социальным
потребностям человека.
2. Выписать основные требования к будущей
профессиональной деятельности, сделать вывод.

11. Шаг 10. Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных выше
профессий выбрать самую
подходящую оценив в балах(от 1 до 5)
по основным параметрам.
Проанализировать полученные в
таблице результаты. Сделать вывод
(является ли этот вариант лучшим).

12. Выбор оптимального варианта профессии

Специальн
Востреб Соответс
Соответстпрофессии
Материа Кол-во
ВыборДоступ
оптимального
варианта
ость
ность
ованнос твие
вие
льные
баллов
обучен ть на
личност психофиз затраты
ия
рынке
ным
ическим на
труда
характер характер получени
истикам истикам
е
професси
и
Учитель
технологи
и
2
1
4
4
2
13
Учитель
рисования
3
3
5
5
3
19

13. Шаг 11. Изучение содержания будущей профессии

Составить
профессиограмму и
психограмму(описание
психологических
характеристик
деятельности) будущей
профессии (Составить для 23профессий из шага10).

14. Пример: Профессия учитель - ЧПФМ

1. Типы профессий(по предметам труда):
Ч-П;Ч-Т;Ч-Ч;Ч-З;Ч-Х.
2. Классы профессий(по целям труда):
Г-гностический(исследовать, распознавать,
отличать); П-преобразующий(обработкой,
перемещением, составлением); Иизыскательский(поисковые, изобретательские).
3. Отделы профессий (по орудиям труда):
Р-Ручные; М-машинно-ручные;
А-автоматизированные; Ф-функциональные.
4. Группы профессий(по условиям труда):
Б-бытовой микроклимат; О-на открытом воздухе;
Н- необычные условия; М-моральная
ответственность

15. ПСИХОГРАММА ШАХМАТИСТА

1. Хороший запас физических сил и общего состояния
здоровья.
2. Крепкие нервы.
3. Самообладание.
4. Способность равномерно распределять внимание.
5. Способность воспринимать динамические отношения.
6. Созерцательный тип психики.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
8. Предметный характер мышления.
9. Объективный характер мышления.
10. С и л ь н а я „шахматная" память.
11. Синтетическая сила мышления и представления.
12. Комбинаторная способность.
13. Дисциплинированная воля.

16. Шаг 12. Опрделение путей получения профессии и выбор места обучения

Потребительская
корзина(руб.)
Престижность
Условия
обучения(очное,
заочное,дневное
, вечернее).
Стоимость
обучения(руб.)
Выбор места
обучения(назван
ие учебного
заведения)
Вид учебного
заведения(государс
твенное или
комерческое).
Расположение
учебного
заведения
(адрес)
Срок
обучения(лет,
месяцев)
Период
поступления
(дата)
Предоставлени
е общежития

17. Шаг 13.Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

Составить индивидуальную программу
самосовершенствования и развития.(
Каких успехов вы хотите и можете
достичь в вашей будущей профессии).
Все свои профессиональные планы и
размышления отразите в виде
прогноза профессионального роста и
карьеры.

18. Шаг14. Вывод

Проанализировать
выполненные шаги и
самостоятельно дать
себе оценку.

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс. На профессиональное самоопределение учащихся оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы .

Дубровина И.В. выделяет как минимум 4 группы факторов, которые оказывают определенное влияние на процесс профессионального самоопределения:

1. факторы социально-экономического характера, которые включают в себя то, как общество выражает свое отношение к человеку, выбравшему то или иное рабочее место, моральные и материальные стимулы конкретного труда, престиж профессии, важность для общества и т.д.;

2. социально-психологические факторы. Это социальное окружение, в котором растет и воспитывается человек. Это, конечно же в первую очередь, семья, а также друзья, школа, референтные группы и т.д. Под влиянием социального окружения формируются ценностные ориентации, определенное отношение к труду вообще, социальные ожидания, установки и стереотипы.

3. психологические факторы. Это личностные интересы и склонности, способности, уровень интеллекта, особенности памяти, внимания и т.д.

4. индивидуально-психофизиологические особенности учащегося (свойства нервной системы).

Ребенок для осуществления успешного профессионального выбора должен учитывать каждый из этих факторов. К реальной оценке самого себя и перспективной оценке общественных требований подросток вряд ли психологически подготовлен .

Климов предлагает 8 факторов, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в подростковом возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого об учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от самого подростка.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Наиболее важными внешними факторами являются влияния родителей, учителей, сверстников и других значимых для подростков людей, а также СМИ и другое.

Влияние в психологии понимается как процесс и результат изменений индивидом поведения другого человека, его установок, представлений, оценок и прочего в результате взаимодействия . Наиболее сильное влияние происходит в процессе взаимодействия родитель-ребенок.

Существует множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми. Подробно и структурировано их рассмотрел Ф. Райс, американский психолог и социолог. Итак:

Один из вариантов - прямое наследование профессии (продолжение династии врачей, учителей, металлургов и т.д.);

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения, занятия. Воздействует также внутри семейная атмосфера. Влияние также важно при стимулировании мужских и женских интересов;

Родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Даже тогда, когда родитель и не стремится повлиять на выбор детей, это происходит, особенно если ребенок тесно идентифицирует себя с родителем;

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая или на продолжении или прекращении обучения, на определенном учебном заведении, специализации, факультете. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов и желания детей могут обречь их заниматься делом, к которому они совсем не приспособлены. Зачастую подростки не решаются возражать родителям оттого, что сами не знают, чего хотят. Некоторые подростки слишком зависимы от воли родителей и несвободны в проявлении собственной инициативы, в таких ситуациях самостоятельность, инициативность слабо выражены. Поэтому принимаемые такими детьми решения в значительной степени обусловлены эмоциями и являются реакцией родителей. Или же родители, не ожидая от своих детей больших успехов на каком-либо поприще, дают им невысокое образование, ограничивая таким образом для них возможности профессионального выбора.

Непрямое влияние родителей. Родители хотят, чтобы их дети приобрели профессию оп своему статусу относящуюся к той категории, что и их собственная, или же чтобы ее статус был выше (выбор профессии по принципу большего престижа и высокой оплаты);

Оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Влияние более сильно, когда ценностные ориентации родителей и детей совпадают;

Подростки более склонные соглашаться с предложениями родителей, когда между родителями и детьми нет разногласий во взглядах на будущее образование и цели детей. Существуют исследования, показавшие, что если уровень образования и профессиональный статус родителей достаточно высоки, то это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии;

Общая обстановка и атмосфера в семье, что непосредственно сопряжено с демократичными отношениями между родителями и детьми, оказывает существенное влияние на цели и надежды молодых людей, связанные с их образованием. А именно, когда родители следят за учебой детей в школе и проявляют большой интерес к их будущему, то подростки ставят перед собой задачу достижения высокого образовательного уровня, что, в свою очередь, влияет на их планы относительно будущей профессии .

Также в исследованиях было выяснено, что по оценкам старшеклассников и их родителей функциональные возможности семьи значительно с большей вероятностью предсказывали направление развития будущей карьеры. Под функциональными возможностями понимается способность семьи достигать поставленных целей, которая измеряется такими понятиями как сплоченность, экспрессия, степень конфликтности, место в обществе, демократичность семейных правил и другими факторами, связанными с функционированием семейной системы. И те семьи, в которых преобладает демократический стиль взаимоотношений и которые способны разрешать возникающие конфликты, оказывают сильное влияние на профессиональные выборы своих детей.

Мнение родителей играет очень большую роль. Нередко - решающую. В действительности отношение родителей к труду вообще, высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе, сквозящее в них вольно или невольно отношение к работе, с раннего детства "накапливаются" в сознании и подсознании детей и влияют на определение своего будущего уже выросшими детьми. Это влияние непосредственно связано с отношениями, существующими в семье между родителями и детьми. Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Факторы, являющиеся изначально внешними, в процессе детско-родительских взаимодействий становятся постепенно достоянием сознания и подсознания ребенка, преобразуются в индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в его способностях, интересах, ценностях, установках, мотивах, то есть становятся внутренними факторами, сопутствующими профессиональному выбору.

Выбор является малоизученной и трудно поддающейся изучению проблемой. Человек на протяжении всей жизни неизбежно попадает в ситуации, когда он должен делать выбор. "За уклонение от выбора или неумение выбирать ему приходится расплачиваться маленькими или большими неудобствами, собственными страданиями или страданиями других людей, потерей смысла жизни и множествами различных проблем" (Василюк Ф.Е.) . Этап выбора профессии, который необходимо сделать подростку при переходе в старшую школу и который реализуется в выборе профиля, имеет важное значение в силу того, что он "как бы задает "мелодию" для всего дальнейшего пути" (Митина Л.М., 2003).

Существует большое число исследований, посвященных проблеме выбора профессии. Часть этих исследований посвящена типологизации профессионального выбора. Например, типология проблемных ситуаций профессионального выбора Е.А. Климова, где выделяются различные типы, так или иначе связанные с самооценкой, выделением у себя профессионально значимых качеств, склонностей. Или подход, в котором даются характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: 1. безразличный; 2. нерешительный, фантазирующий; 3. послушный, безответственный; 4. целеустремленный, уверенный. Аналогичный подход реализован в исследованиях зарубежного психолога Джайде В. Он выделяет такие типы профессионального выбора: 1. характеризующийся повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью; 2. при достаточной решительности и самостоятельности подростка имеются мало дифференцированные склонности; 3. подросток способен самостоятельно сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям . Другие исследования проводятся под углом зрения индивидуальных особенностей подростков. Результаты, полученные в этих исследованиях, требуют анализа на предмет разделения внутренних и внешних факторов профессионального выбора.

Выбор профессии предполагает оценивание своих интересов, способностей, постановку определенных целей, оценку возможностей реализации определенных намерений и т.д. В реальности ситуация выбора наполнена большим количеством аргументов "за" и "против". Они выступают критериями выбора, это и нормы морали, нравственности, и любого рода установки .

Какова же готовность подростка к столь ответственному, жизненно-важному выбору? Сегодняшняя ситуация складывается так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. Согласно многочисленным исследованиям и мнения учителей, наблюдавших процедуру собеседования по выбору профиля обучения, в большинстве случаев задачу формирования временной перспективы, как необходимого условия в профессиональном самоопределении, решают за подростка его родители . То есть выбор направления профильного обучения часто зависит от желания родителей, так как именно родители говорят последнее слово. Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе, именно "отец - мать" в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30 - 70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор так или иначе связанный с выбором профессии .

Об этом говорит та часть старшеклассников, которые осознают и признают данное влияние, но есть и те, кто убежден во всяком отсутствии такого влияния.

Родительское влияние, каким бы образом оно не происходило, исходит из благих побуждений. Ведь обычно, если только в семье не преобладает неблагоприятный, дисгармоничный тип детско-родительских отношений, родители стремятся сделать выбор своих детей более рациональным, более реальным. И часто они бывают правы. Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы .

Большое значение в выборе профессии имеет также не только то, на что способен подросток в данное время и в будущем, какого его социальное окружение, но и как он ведет себя в узко локализованной по времени ситуации профессионального выбора. Так же можно сказать, что с точки зрения общей успешности профессионального самоопределения большое значение имеют не только содержательные характеристики этого процесса (что выбирает оптант), но и его динамическая сторона (как выбирает).

В этой связи в психологии рассматривается понятие профессиональных установок. Наиболее принятая психологами функция установки заключается в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта . Профессиональные установки, выступающие как свойства личности (И.М. Кондаков, О.М. Краснорядцева, А.К. Маркова, О.Б. Шептенко и др.), обеспечивают стабильность и самоорганизацию всей психологической системы, и могут проявляться в реальной жизнедеятельности как психологические новообразования профессиональной деятельности. Для их проявления необходима реальная ситуация профессионального выбора.

Профессиональные установки выражают готовность индивида принимать профессионально важные решения. И связаны, с одной стороны, с объективными требованиями выбора, и, с другой стороны, с уже имеющимся у личности опытом решения жизненных задач. "Возникая как активность, получившая направленность на значимые элементы мира человека, установка соединяет эти элементы ситуации (смыслы, значение, ценность) с прошлым опытом человека в подобной ситуации. Или участвует в инициации мышления, если такого опыта нет или его недостаточно". Установку можно понимать, как готовность реализовать себя, свои возможности. Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то они обусловливают достаточно рациональное решение этих задач. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, может привести его к состоянию эмоциональной растерянности, породить чувство принуждения, вызвать желание отсрочить решение. Индивидуальные реакции, в которых проявляются профессиональные установки, могут быть самые разные. Выделяют такие типы профессиональных установок: с преобладанием нерешительности, послушности, целеустремленности, самостоятельности и т.д. (Седлак Ф., 1984).

Наиболее универсальным представляется такое понимание установки вообще, и профессиональной в частности: деятельность индивида всегда детерминирована установкой (которая в свою очередь детерминирована ситуацией) как состоянием настройки субъекта, предвосхищающим действие в определенной ситуации (например, в ситуации профессионального выбора), по отношению к которой он "настроен", "установлен" действовать именно таким, а не каким-либо другим, образом .

В профессиональных установках, которые возникают при столкновении с задачами профессионального развития, аккумулирован весь опыт решения жизненных задач, и они в большой степени обусловливают характер принятия конкретного решения в ситуации профессионального выбора.

Итак, на профессиональный выбор подростка влияет множество внутренних и внешних факторов, которые необходимо учитывать в реальной ситуации выбора. А также большое значение имеет поведение, обусловленное профессиональными установками, которые не в меньшей степени влияют на принятие определенного решения.

Профильное обучение как этап профессионального выбора

Одним из существенных факторов профессионального самоопределения является возраст, в котором осуществляется выбор профессии. Для возраста 13-15 лет характерно неоднородное социальное положение. С одной стороны ребенка продолжают волновать проблемы подросткового этапа - собственно возрастная специфика, право на автономию, проблемы взаимоотношений со сверстниками, оценок в школе, различных мероприятий, а с другой стороны перед ними встают задачи профессионального самоопределения . Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Но детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость "уплотнения" некоторых возрастных этапов. Попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возраста является профильное обучение .

"Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели". С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, выбором профессии и соответственно образовательного пути, свойственного юношескому возрасту.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении направления собственной профессиональной деятельности.

Шаг 1.выявление проблемы
Для человека, стоящего на пороге взрослой жизни, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.
Шаг 2.Осознание проблемной области.
Проблемной областью данного проекта является изучение алгоритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной деятельности.
Шаг 3.Технология выявления конкретной потребности.
Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями. Лично для меня главной потребностью является интерес, т.к. если не будет интереса, то и не будет желания работать, стараться для дальнейшего карьерного роста.
Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
Задачей проекта является анализ конкретной профессии, определение основных её требований к человеку и выявления возможностей овладения профессией. Ведь, проанализировав какую-либо профессию, можно более подробно узнать о ней и определиться с выбором.
Шаг 5. Технология выявления основных параметров.
Для меня критерии выбора профессии могут быть следующими:
1) Совпадение с моими собственными желаниями и способностями
2) Доступность получения необходимого образования
3) Возможность трудоустройства
4) Материальные затраты должны совпадать с доходами семьи
5) Высокая зар-плата
6) Одобрение семьёй профессии.
Шаг 6. Технология выявления традиция, истории, тенденций.
Правильный выбор профессии основывается на сборе информации о различных профессиях.
Источники информации:
1) Родители
2) Центр занятости
3) Интернет
4) СМИ
5) Учителя

Шаг 7. Анализ деятельности.
Факторы, влияющие на выбор профессии:
1) Личное желание
2) Интересы
3) Оплата труда
4) Медицинские противопоказания
5) Возможность освоения профессии
6) Потребность общества в кадрах

Я обладаю склонностями к творчеству, исходя из тестов, но мне ближе профессии, связанные с работой с техникой или людьми.

Шаг 8. Выработка идей, вариантов, альтернативы.

Я имею несколько вариантов будущей деятельности:
Экономист, киберспортсмен, бизнесмен, программист, оператор, видеомейкер, фрилансер.
Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.
Профессия должна быть:
1) Интересной и разнообразной
2) Высокооплачиваемой
3) Полезной
4) Соответствовать потребностям
Шаг 10. Изучение содержания будущей профессиональной деятельности.
Из анализа более подходящей профессии оказалась — фрилансер, то т.к. эта профессия очень неустойчива, я выберу профессию экономиста.
Профессиограмма «Экономист»
Содержания труда:
Сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах, анализ хода результатов экономической деятельности, оценка её успешности и возможностей её совершенствования.
Должен знать:
Основы экономической теории, общественные науки, статистику, демографию, математику, область, где предстоит работать.
Индивидуальные качества:
Умение много и напряжено работать, математические способности, четкость, аккуратность, логическое мышление.
Квалификационные требования:
Вузы, Ссузы, УКК, курсы.
Медицинские противопоказания:
Нервные и психические заболевания, ощутимые изменения сердечной деятельности.

Шаг11. Выявление индивидуальных характеристик.
Пройдя тесты, я выяснил, что мой тип темперамента – холерик.
Этот тип отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.Шаг 14. Профессиональная проба.
Выбрав профессию экономиста, я не могу провести пробу данной профессии, т.к. не имею в моем возрасте достаточно знаний для работы экономиста.
Шаг 13. Коррекция.
Так как профессиональную пробу пройти у меня нет возможности, мое мнение о профессии экономиста не изменилось.
Шаг 14. Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры.
Чтобы достичь хороших результатов в области экономике, по моему мнению, для начала нужно получить хорошие знания в школе, далее поступить в престижный ВУЗ, в котором хорошо получить основные знания в области экономики, после чего нужно стараться попасть в неплохую компанию, имеющую перспективы, но главное трудиться.

«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)

Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически приме­нить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом про­фессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных опе­раций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по опре­делению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.

Профессия оператор ЭВМ

I ЭТАП


Шаг 1: Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профес­сионального самоопределения и жизненной перспективы первосте­пенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специ­альность, зависит вся последующая жизнь.

Определите проблемную область своего творческого проекта.

Шаг 2: Осознание проблемной области

Проблемной областью данного проекта является изучение алго­ритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной дея­тельности (Схема 1).

Выделите подпроблемы своей проблемной области.

Шаг 3: Выявление конкретной потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональ­ный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.

Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формули­ровка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выяв­ление основных её требований к человеку и выявление возможно­стей овладения данной профессией.

Сформулируйте основные задачи своего проекта.

II ЭТАП

Шаг 5: Выявление основных параметров

Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соот­ветствуют ли параметры профессии личностным характеристи­кам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

    выбираемая профессия должна соответствовать индивидуаль­ным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учеб­ного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее вос­требованных и перспективных в настоящее время, выяснении тра­диций народа, семьи, местности (Схема 2).

Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массо­вой информации и Интернета надо узнать, какие новые спе­циальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Шаг 7: Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разра­ботать опорную схему размышлений, последовательное продвиже­ние по которой поможет сделать правильный выбор.

Алгоритм профессионального самоопределения:

    определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с ин­тересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологи­ческих характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, матери­альных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализи­руйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы

Вначале определим сферу профессиональной деятельности, ко­торая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками

«Дифференциально-диагностического опросни­ка» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных ре­зультатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной дея­тельности (человек — техника; человек — природа; человек — чело­век; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проек­те, лежит в сфере «человек — знаковая система».

Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, при­надлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный админи­стратор, преподаватель информатики, диспетчер.

С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описания­ми профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.

Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профес­сиональной деятельности «человек — знаковая система».

Работа должна быть:

    разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным по­требностям человека.

Выделите основные требования к своей будущей профессио­нальной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требо­ваниями, сделайте выводы.

III ЭТАП

Шаг 10: Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удоб­нее сделать, работая с таблицей.

Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемле­мой для нас является профессия оператор ЭВМ.

Проанализируйте полученные в своей таблице результа­ты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?

Выбор оптимального варианта профессии

Таблица 1


Специальность

Требования к специальности

Кол-во баллов


Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристикам

Психофизиологическим характеристикам

Web-мастер

Оператор ЭВМ

Программист

Системный администратор

Преподаватель

информатики

Диспетчер

Шаг 11: Изучение содержания будущей профессио­нальной деятельности

Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая ра­бота позволит лучше определить свою профессиональную пригод­ность к ней.

Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик

Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологи­ческие характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это мето­дики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.

Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие лич­ностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначен­ным в шаге 9?

Шаг 13: Определение путей получения профессии и вы­бор места обучения

Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой раз­мышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получе­ния профессии и указать факторы, условия, которые следует учиты­вать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с ро­дителями, учителями, консультантами.

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебно­го заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее обра­зование по выбранной специальности в колледже, а затем продол­жить обучение в вузе по сокращённой .

Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены фак­торы и условия, учитываемые при выборе места обучения.

Какие пути получения выбранной профессии вам извест­ны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализи­руйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Вы­брав место обучения, рассмотрите варианты своих дальней­ших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.

Шаг 14: Профессиональная проба

На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.

Можно ли по выбранной вами профессии провести профес­сиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессио­нальная проба уже проведена, то проанализируйте её резуль­таты. Выполненные вами творческие проекты, созданные мо­дели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.

Шаг 15: Коррекция

После прохождения профессиональной пробы мы можем сде­лать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специаль­ности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .

Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следу­ет вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выво­ды вы сделали?

Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональ­ной карьеры

Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам пол­ностью подходит, можно составить прогноз будущего профессио­нального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать ин­дивидуальную программу самосовершенствования и развития, в со­ответствии с которой будет строиться профессиональный рост.

Составьте индивидуальную программу самосовершенствова­ния и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального ро­ста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому мож­но рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.

V ЭТАП

Шаг 17: Контроль

Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всег­да можно устранить.

Запишите полученные результаты.

Шаг 18: Оформление

Готовый проект мы оформляем в виде последовательных дей­ствий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.

Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым об­разцом

Шаг 19: Самооценка

Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попы­таться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).

Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профес­сиональному выбору по методике (таб. 1)

Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению

Таблица 2

Критерии и показатели

Оценка в баллах

Жизненный план и профнамерения

Я осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко.

Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда

положительное, хорошее.

Я считаю, что профессия в жизни человека — может сде­лать человека счастливым

На данный момент я выбрал профессию — определённо

Я знаю, куда поступить после , — определённо

Ваши родители — с выбором профессии согласны

Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек)

Знание будущей профессии — информация

Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно.

Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное.

Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблю­дение за работой других.

Наличие первоначальных профессиональных знаний — при­обретаются.

Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно

Знание своих профессиональных возможностей

Наличие интереса к будущей профессии — избираемая про­фессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу дока­зать, что у меня есть способности к этой профессии) — спо­собности имеются.

Соответствие природных свойств нервной системы, темпе­рамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю.

Соответствие особенностей характера требованиям избирае­мой профессии — соответствуют.

Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, вообра­жение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует.

Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непо­средственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3»


В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Шаг 20: Защита проекта

План подготовки к профессиональному выбору

Таблица 2

Мероприятия

1. Уточнить свои жизненные ориентации

2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ»

3. Уточнить соответствие свойств нервной сис­темы требованиям избираемой профессии

4. Уточнить соответствие особенностей зритель­ного восприятия и представления, внимания, па­мяти, воображения, скорости и точности движе­ний, эмоционально-волевой устойчивости требо­ваниям избираемой профессии

5. Выяснить уровень развития самооценки

6. Начать более углублённо изучать математику

7. Получить профессиональную консультацию

8. Совершить экскурсию в ПУ

Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего про­екта, составив план выступления.

Источники информации, использованные при выполнении проекта

Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.

Мой профессиональный выбор

Творческий проект

Выполнила: Яковлева Жанна, учащаяся 9 «Г» класса

Руководитель-консультант

Аляугдинова Надежда Федоровна

Проблема, цель, задачи…………………………………………………..2стр.

Алгоритм профессионального самоопределения………………………3стр.

Выбор профессии, и её обоснование ……………………………………4стр.

Выявление основных параметров………………………………………..5стр.

История профессии………………………………………………………..6стр.

Анализ профессии…………………………………………………………7стр.

Профессиограмма профессии…………………………………………….8стр.

Выявление индивидуальных характеристик……………………………12стр

План профессиональной карьеры………………………………………...13стр.

Заключение ………………………………………………………………..14стр.

Литература…………………………………………………………………14стр.

Проблема

Сегодня мы и наши ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. Проблема выбора будущей профессии всегда была и остается до сих пор достаточно актуальной для общества. Ее решение во многом зависит от степени информированности ученика и родителей о предпочитаемой профессии. От того, какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. И зачастую, выбрав понравившуюся профессию, многие не уверены, подобает ли она его личным качествам и интересам.

Цель

Всесторонне изучить выбранную профессию и узнать, подходит ли она нам.

Задачи

Алгоритм профессионального самоопределения


Выбор профессии, и её обоснование

Профессия архитектор мне нравится тем, что всегда есть стимул к самосовершенствованию. Узнать границы своего творчества и фантазии. Познать новое и участвовать в этапах, от создания проекта до его реализации. Всегда очень важно узнать окончательный результат и сравнить его с начальной задумкой, так же профессия архитектор требует от человека большого объема знаний. Эта профессия для специалиста обладающего большим творческим потенциалом, вот почему я бы хотел стать архитектором. Но у этой профессии есть и минусы но мне бы не хотелось рассказывать о них так как они не смогут повлиять на мой выбор.

Ознакомившись с различными видами специальностей, я обратила особое внимание на профессию архитектора. В будущем, мне бы хотелось заниматься чем- то интересным и свободомыслящим, но в тоже время значимым и серьёзным. Как мне кажется, эта профессия даёт не только простор для деятельности, но и множество возможностей для самореализации и представления себя в обществе. Кроме того, ещё с детства я уделяла особое внимание творчеству, и мне бы очень хотелось перенести этот интерес на деятельность в моей будущей работе, которая бы позволила ему развиваться и возрастать.

Выбор специальности


Выявление основных параметров

ПРОФЕССИЯ АРХИТЕКТОР

Тип профессии : Человек-художественный образ; Человек-техника

Класс профессии : Эвристический (творческий)

Отдел профессии : Ручные орудия труда

Группа профессии : Выполняемые в бытовых условиях

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ – ХЭРВ

История профессии

В основе любого архитектурного сооружения лежит идея, которая зарождается в воображении его автора. Окончательную форму в виде архитектурного проекта эта идея получает благодаря творческой фантазии архитектора. Первые строители и архитекторы появились в странах Средиземноморского бассейна (Египет, Греция, Рим, Крит), а также в Малой Азии (Вавилон, Персия). Профессия архитектора в Древней Греции была очень почетна и пользовалась уважением.

В период средневековья возникают строительные цехи. Человек, желавший стать строителем, проходил пятилетний курс обучения в цехе. Он становился подмастерьем и по истечении определенного срока работы - специалистом. Высшая ступень, на которую мог подняться член цеха - стать

мастером. Это давало право иметь собственную мастерскую.

Основным инструментом русских строителей был топор. Вспоминаются крашения изб, вырезавшиеся топором. Первый каменный кремль был построен в Новгороде в XI в. Всего в России было сооружено 17 кремлей. Русская земля дала отечеству и миру немало выдающихся архитекторов. П. Еропкин, И. Коробов, В. Баженов, М. Казаков, И. Стыров, А. Захаров, А. Воронихин, В. Стасов, И. Фомин, В. Щуко, А. Щусев, И. Жолтовский - таков далеко не полный список мастеров зодчества, внесших выдающийся вклад в сокровищницу русской и мировой культуры.

Анализ профессии

Профессиограмма профессии

1. Профессия – Архите́ктор (от др.-греч. αρχι- (главный, старший ) и др.-греч. τέκτων (плотник, строитель ) - «главный строитель»)

Профессиональная область – строительство/ недвижимость

2. Архите́ктор - специалист, который занимается архитектурным проектированием, то есть, разработкой планов зданий, их фасадов - в целом и в деталях, а также внутренних пространств. Архитектор может заниматься и расчётом конструкций зданий, хотя в наше время этим занимаются главным образом инженеры. Современный архитектор, в широком смысле - это создатель материальной части городской среды. Конкретно это могут быть отдельные здания, общественные комплексы, в некоторых случаях - целые поселки и даже города. Основная задача архитектора - выработка новых архитектурных идей, основанных на трех извечных принципах - «Польза - Прочность - Красота», заложенных Витрувием, то есть создание удобной в пользовании и красивой по облику архитектуры. Таким образом, архитектор - это в некотором смысле «специалист по красоте».

Виды деятельности:

Разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов;

Подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора;

Проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.);

Реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры;

Организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.)

Проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог;

Создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стеллы);

Разработка проектов промышленных предприятий;

Дизайн интерьеров жилых, общественных и общественных сооружения, организация внутреннего пространства;

Колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.

3. Профессионально важные качества, способности

Развитое пространственно-образное мышление;

Художественный вкус;

Аналитическое мышление;

Хороший глазомер;

Конструкторские способности;

Творческие способности;

Математические и аналитические способности;

4. Личные качества, интересы и склонности

Ответственность, бдительность;

Организаторские способности;

Оригинальность, находчивость, креативность;

Реалистичность;

Чувство гармонии, вкуса и стиля;

Наблюдательность;

Хорошая память;

Коммуникабельность;

Пунктуальность, тактичность.

5. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

Отсутствие художественных склонностей;

Отсутствие эстетического начала и чувства гармонии;

Недостаточно развитое пространственно-образное мышление.

6. Родственные профессии

Инженер по надзору за строительством

Инженер по проектно-сметной работе (в промышленном и гражданском строительстве)

Инженер-проектировщик

Конструктор

Ландшафтный архитектор

7. Область применения профессиональных данных

Специалисты с профессией архитектора могут работать в таких организациях и сферах, как:

Научно-исследовательские институты и учреждения,

Проектные институты,

Архитектурные мастерские,

Конструкторские бюро при министерствах и ведомствах,

Архитектурные подразделения на промышленных предприятиях,

Архитектурные памятники,

Компании, занимающиеся ландшафтным дизайном и ремонтом.

Архитекторы могут работать в качестве градостроителя, дизайнера, а также реставратора, заниматься частной архитектурной практикой.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Тольяттинский политехнический техникум

(Самарская обл., Тольятти г., ул. Комсомольская, 165)

Форма обучения: очная

Срок обучения: на базе 9 классов - 3 года и 10 месяцев.

Вступительные экзамены:

Русский язык

Математика

Рисунок

Выявление индивидуальных характеристик

План профессиональной карьеры

Окончить школу

Поступить в высшее учебное заведение.

Получить необходимые навыки для развития профессии

Найти работу по специальности

Июнь 2014 год – окончить 9-й класс.

Август 2014 год – поступить в 10-й класс.

Летом 2015 года устроиться на работу с целью накопления средств для обучения на внебюджетном отделении.

В августе 2015 года поступить в 11-й класс.

Сдать ЕГЭ и в августе 2016 года поступить в ВУЗ.

Летом 2016 года устроиться на работу с целью накопления средств для обучения на внебюджетном отделении.

В 2018 году продолжить обучение по специальности в другом городе.

Заключение

При создании этого проекта я смогла понять, что вообще представляет собой данная профессия, и чего я смогу добиться, начав изучать ее. Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что данная профессия является лучшим вариантом для меня.

В ходе исследования данной профессии и создания моего проекта я изучила много полезной информации об архитектуре. Данная работа ещё раз доказала, что эта профессия подходит мне.

Литература

Симоненко В.Д. Технология 9 класс.- М.: Вентана Граф,2006