Романский стиль в архитектуре и скульптуре. Презентация "Шедевры мировой архитектуры" презентация к уроку по мхк (6 класс) на тему Архитектура Древней Греции

Скульптура и архитектура как виды пластических искусств
Подготовила учитель ИЗО МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Л.А.Рогудеева УМК - Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2010. 2015 ГОД
Амурская область, Бурейский р-он, п.Новобурейский

Цели урока
Цели: познакомить учащихся с выразительными возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связью объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами; учить создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага), в том числе и природные; воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Мы будем изучать пластические виды искусства. Их еще называют пространственными, визуальными, видимыми, изящными. Эти виды искусства воспринимаются зрением и существуют в пространстве. Это архитектура, скульптура, живопись, графика и декоративно-прикладное искусство.

На рисунке показана колонна пластических искусств. В каждом желобке вписано название вида искусств, а в нижней части колонны – язык на котором данное искусство «говорит».

Скульптура
Скульптура (от латинского слова «высекать») – одно из самых древних искусств. История знает произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии, Греции. Статуя Августа. 1 в.н.э.

В своей работе скульптор использует объем и пластику, выполняя произведение из глины, высекая из камня, отливая из металла. Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир, чувства человека мы читаем в его чертах. Ф. Шубин. Портрет Екатерины Великой.

Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости – рельеф.

Скульптура может быть станковой (небольшого размера) и монументальной (больших габаритов)

Архитектура
Архитектура –зодчество, искусство проектировать и строить здания. Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной.

В различные исторические периоды применялись разнообразные строительные материалы и технологии, влияющие на создание конструкций.

Современный уровень развития техники, использование железобетона, стекла, пластических масс и др. новых материалов позволяют создавать необычные формы зданий.

Слайд 2: Архитектура

Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили картину небывалого творческого подъёма конца 10-20-х гг. Спектр направлений был очень широк: от продолжения традиции неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства. Зодчие-традиционалисты пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошлого, обобщая их, придавая им повышенную выразительность. Архитектура

Слайд 3

Весьма популярным было наследие зодчих Древнего Востока. Его простой и ёмкий язык, его мотивы, говорящие о вечности и о бессмертии, активно использовались в мемориальных ансамблях, таких, как памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917-1919 гг., архитектор Лев Владимирович Руднев)

Слайд 4: Памятник “ Борцам революции ”

Слайд 5

Ярким примером технического новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в 1922 г. по проекту инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939). Он одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны - гиперболоиды, - имевшие большое будущее в мировой строительной практике.

Слайд 6: Московская радиобашня

Слайд 7

Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - первой половине 1930 годов. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени. Дом культуры имени С. М. Зуева 1928

Слайд 8

Конструктивизм - направление в советском искусстве 20-х гг., выдвинувшее задачу художественного конструирования материальной среды, окружающей человека: интерьера, мебели, посуды, одежды и т. П Общим идеалом было здание строго продуманное, удобное в эксплуатации, построенное при минимальных затратах труда и материалов.

Слайд 9: Дом культуры имени Русакова

10

Слайд 10: Руднев Л.В

11

Слайд 11

Руднев Лев Владимирович , советский архитектор. Окончил петербургскую АХ (1915), где учился у Л. Н. Бенуа. Профессор АХ в Ленинграде (1922-48) и Московского архитектурного института (1948-52). Участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Ленинграде). Для лучших построек Руднев Лев Владимирович характерна лаконичность крупных монументализированных объёмов, стремление модернизировать ордер. Работы: здание Военной академии им. М. В. Фрунзе (1937), административного здания на ул. Маршала Шапошникова (1934-38) и на Фрунзенской набережной (1938-55; все три совместно с архитектором В. О. Мунцем), комплекс зданий университета на Ленинских горах (совместно с архитектором С. Е. Чернышевым, П. В. Абросимовым, А. Ф. Хряковым и др.; 1949-53, проект - Государственная премия СССР, 1949) - все в Москве; Дом правительства Азербайджанской ССР в Баку (совместно с В. О. Мунцем; окончен в 1952); Дворец культуры и науки в Варшаве (с соавторами; 1952-55). Награжден 3 орденами, а также медалями.

12

Слайд 12: Военная академия М. В. Фрунзе в Москве

13

Слайд 13: Дворец культуры

14

Слайд 14: Скульптура

Основным направлением скульптуры 20-х годов по-прежнему определялось принципами монументальной пропаганды; на первом плане стояла задача создания произведений, содержащих значительные исторические обобщения Особое значение для формирования скульптуры имело создание станковых произведений и монументов, посвящённых В.И. Ленину.

15

Слайд 15: Монумент Ленину

16

Слайд 16

Для скульптуры 30-х годов было характерно распространение монументальных произведений, обусловленное, в частности, усилившимся содружеством скульптуры и архитектуры в создании выдающихся сооружений социалистической эпохи.

Архитектура Древней Греции Храм Геры (Посейдона) в Пестуме. Вторая четверть 5 в. до н.э. Храм Геры (Посейдона) в Пестуме «Человек – мера всех вещей».

  • Феодор Фокийский Храм Афины в Дельфах
Греческий ордер
  • Ордер - система рациональных соотношений между колоннами и перекрытиями, лежащими на них.
Главными частями греческого ордера являются:
  • 1) основание храма – стереобат ;
  • 2) верхняя часть стереобата – стилобат ;
  • 3) вертикальные опоры, возвышающиеся на стилобате – колонны ;
  • 4) верхняя часть колонны – капитель («голова» колонны);
  • 5) верхняя часть здания, опиравшаяся на колонны, получила название антаблемент. Он состоит из архитрава (балки, которая лежат на колоннах), фриза и карниза ;
  • 6) треугольное завершение двускатной крыши – фронтон.
  • Сокровищница афинян в Дельфах, построена в честь богини победы Нике
Особенности дорического ордера
  • Дорическая колонна коренастая и приземистая, у нее нет базы, основания; она резко сужается кверху.
  • Ее ствол по вертикали разделен неглубокими широкими желобками – каннелюрами , имеющими острые грани.
  • Приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имел припухлость (энтазис ).
  • Верхняя часть колонны – капитель – представляет собой сплюнутую «подушку» - эхин и четырехугольную плиту – абак .
  • Фриз обработан чередующимися вертикальными планками – триглифами и квадратными плитами между ними - метопами , украшенными рельефами.
Дорический ордер Храм Геры в Пестуме. Дорический ордер Особенности ионического ордера
  • Тонкие, высоки колонны; они не могли стоять прямо на каменных ступенях, им нужна подставка – база, похожая на точеную подставку шахматной фигуры.
  • Каннелюры колонн более глубоки, отделяются не острыми гранями, а тонкими плоскостями; каждая каннелюра заканчивается закруглениями сверху и снизу.
  • Капитель колонны – два завитка спирали – волюты .
  • Архитрав ионического ордера состоит из трех горизонтальных полос; вдоль всего храма сплошной лентой идет фриз, украшенный рельефом.
  • Ионический ордер
Храм Ники. Ионический ордер Эрехтейон. Портик Кариатид на Акрополе Особенности ионического ордера
  • По пропорциям этот ордер совпадает с ионическим, но отличается более высокой капителью, декорированной листьями аканфа – ядовитого растения.
  • Функция опоры в ней полностью замаскирована декоративным букетом, поэтому именно коринфский ордер используется в декоративных целях.
Коринфский ордер Храм Аполлона в Эфесе. Коринфский ордер Планировочная структура храма
  • В основе лежал жилой дом типа мегарон , где очаг был заменен статуей божества.
  • Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план с двускатной крышей и небольшим внутренним пространством.
  • Внутреннее пространство состояло из центральной части, или святилища (цела , или наос ), где стояла статуя божества, и передней части – портика (пронаос ).
  • Иногда на западной стороне храма располагалось помещение для хранения даров (опистодом ).
  • Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным (разделялось внутренними колоннами на 3 продольные части – нефы ). В среднем нефе помещалась фигура бога.
Типы храмов в Древней Греции:
  • а) «Храм в антах» - небольшое прямоугольное сооружение, вход в который обрамлялся выступами продольных стен – антами (анты – выступающие стены), между которыми ставились 1-2 колонны.
  • б) Простиль (греч. Pro – впереди; stylos – колонна) - прямоугольное здание с одним рядом колонн на главном фасаде.
  • в) Периптер – прямоугольное здание, с 4-х сторон обрамленное колоннадой.
  • г) Диптер – прямоугольное здание, с 4-х сторон окруженное двумя рядами колонн.
  • д) Моноптер – круглый в плане храм, состоявший из одной колоннады, перекрытой конусовидной крышей.
Храм Ники. Ионический ордер
  • Простиль
Иктин и Калликрат. Парфенон. Афины
  • Периптер
Феодор Фокийский. Храм Афины в Дельфах
  • Моноптер

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Шедевры мировой архитектуры.

Франция Эйфелева башня - самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля. Сам Эйфель называл её просто - 300-метровой башней. В 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю до 31 декабря 2007-236 445 812 человек. То есть башня является самой посещаемой [ и самой фотографируемой достопримечательностью мира. Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение - башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, - это была эпоха внедрения радио. Гюстав Эйфель

Великобритания Башня возведена по проекту английского архитектора Огастеса Пьюджина в 1858 году, башенные часы пущены в ход 31 мая 1859 года. Официальным наименованием до сентября 2012 года было «Часовая башня Вестминстерского дворца» (иногда именуемая как «Башня Св. Стефана»). Высота башни 96,3 метра (со шпилем); нижняя часть часового механизма располагается на высоте 55 м от земли. При диаметре циферблата в 7 метров и длине стрелок в 2,7 и 4,2 метра, часы долгое время считались самыми большими в мире.

Это ” музыкальное ” здание в форме рояля и скрипки – уникальное, удивительное и красивое архитектурное чудо. Дом рояль Расположено в городе Хуайнань, в Китае. Главное здание находится в рояле сделанного из черного стекла, а в скрипке из прозрачного стекла расположена лестница. Оно было разработано Хэфэйским университетом технологий и построено в 2007 году, чтобы привлечь внимание общества к недавно отстроенному району. Служит в качестве выставочного комплекса, в котором проводят культурные встречи, где представлены различные идеи и перспективы развития нового города. Дом рояль и скрипка в огнях. Эта замечательная архитектура отображающая гордость высокого музыкального искусства, стала популярной достопримечательностью для туристов и самым фантастическим зданием в Китае. Китай Дом рояль и скрипка.

Сиднейский оперный театр - музыкальный театр в Сиднее, одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом крупнейшего города Австралии и одной из главных достопримечательностей континента - парусообразные оболочки, образующие крышу, делают это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире и с 1973 года является, наряду с мостом Харбор - Бридж, визитной карточкой Сиднея. Австралия

Пиза́нская башня - колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает». Как из-за наклона, так и из-за оригинальной архитектуры, с 1173 и вплоть до наших дней, башня является объектом пристального внимания. Постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать башню более устойчивой. Например, разрушающиеся колонны неоднократно заменялись. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент. Италия

Атомиум в Брюсселе, Бельгия. Был спроектирован к открытию всемирной выставки 1958 архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Изогнутый дом в польском городе Сопот.

Жилой комплекс под названием " Edificio Mirador " (дословный перевод: Наблюдательный пункт) в Мадриде.

Офис фирмы Longaberger basket company (" Корзины Лонгабергера ") в городе Ньюарк, штат Огайо.

Перевернутый дом в Шимбарке, Польша

Ресурсы http://www.chudesny.ru/tech-bashnya.php http://go.mail.ru/search http://www.dn8.de/forum/showthread.php?t=11603


1 слайд

Романский стиль в архитектуре и скульптуре Архиреева Ирина Владимировна Учитель изобразительного искусства и МХК МОУсош№1 г.Кинешмы Ивановской области

2 слайд

Монастырь Мария Лах. 1093-1156гг. Германия. Построенные в романском стиле здания обычно представляли собой систему простых объемов (кубов, цилиндров и т. п.). Поверхности массивных стен расчленялись лопатками, аркатурными фризами и галереями. Высокие башни - один из основных элементов романской архитектуры.

3 слайд

Монастырская церковь в Клюни. 1089-1130гг. Франция. Ведущее положение в романской архитектуре занимала Франция. При строительстве этой церкви впервые была использована слегка заостренная арка свода. Деревянные перекрытия уступили место каменным сводам, которые связали покрытие со стенами в одно целое.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Базелика от греч. basilike - царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей, имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов.

8 слайд

Ахенская капелла.796-820гг. Германия. Столицей империи Карла Великого был город Ахен. Свою резиденцию император украсил дворцом и капеллой. Архитектуру и искусство времени Карла ученые называют «каролингским возрождением».

9 слайд

10 слайд

Даремский университет, расположенный в Даремской крепости. Дарем, Великобритания.

11 слайд

Мавзолей Теодориха в Равенне Около 530. Теодорих - правитель остготов, испытывал почтение к римским законам и обычаям. При Теодорихе в Равенне создавались великолепные дворцы и церкви. Самое знаменитое здание его времени - мавзолей короля.

12 слайд

Соборный комплекс. Пиза. «Падающая башня» «Падающая башня» и Пизанский собор являются одним из лучших архитектурных ансамблей романского стиля. Пизанский собор представляет собой грандиозную и простую в плане базилику. Шесть ярусов декоративных аркад покрывают беломраморную «Падающую башню», получившую свое название из-за сильного наклона.

13 слайд

Колокольня Пизанского собора диаметром 16 м и высотой 55 м,украшена шестью поясами белокаменных арочных галерей. Она строилась в 1174–1350гг. В процессе строительства произошла неравномерная усадка фундамента, из-за чего башня отклонилась от вертикали (отсюда ее название). К концу 20 в. отклонение достигло 5,2 м.

14 слайд

Графский замок (1180 г.), окруженный заполненным водой рвом, - один из красивейших среди сохранившихся памятников романского искусства в Европе. Гент.