Скачать презентацию на тему правила речевого этикета. Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста

Cлайд 1

Cлайд 2

Знаете ли вы, что такое этикет? Этикет – это правила о том, как вести себя среди людей, чтобы им было приятно и хотелось с тобой общаться. Речевой этикет – это правила о том, как вести себя во время разговора, как обращаться к разным людям с приветствием, просьбой, вопросом, поздравлением или замечанием.

Cлайд 3

«ЗДРАВСТВУЙТЕ!» Что значит здороваться? ! Фраза «Он перестал со мной здороваться» означает: он прервал со мной добрые отношения, перестал меня уважать. Это значит пожелать человеку здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение. Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку.

Cлайд 4

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключен большой смысл: «Я вижу тебя, Человек, ты мне симпатичен. Знай, что я тебя уважаю, не имею дурных намерений и желаю тебе самого доброго!»

Cлайд 5

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ С кем я говорю? Когда происходит разговор? Где происходит разговор? С какой целью я говорю? Как я говорю? Выбор слов приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы приветствуете, каково его положение по отношению к вам, знакомы вы или нет и от многих других причин.

Cлайд 6

Прокомментируйте эти речевые ситуации: Кто, с кем, когда и где может так поздороваться? В какой ситуации такие приветствия неуместны?

Cлайд 7

Cлайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоро-вался с незнакомым тебе человеком, приостано-вился. Надо ли поздороваться и тебе? С каким приветствием ты обратишься? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если твой спутник здоровается со своим знакомым, нужно и тебе поздороваться с ним, даже если вы не знакомы. Если человек совсем не знаком тебе, то поздороваться можно молча: поклоном или вежливым кивком головы.

Cлайд 9

2. Как поступить, если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь? Что произнести в этом случае? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Нужно ответить на приветствие. Можно сказать, что он ошибся. Но невежливо, пожимая плечами, выражать свое недоумение. 3. Как поступить, если ты встречаешься со знакомым несколько раз в день? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Каждый раз поздороваться. Можно прибавить «еще раз» или пошутить, если встреча случайна и это уместно.

Cлайд 10

4. Ты часто во дворе и подъезде своего дома встречаешься с одними и теми же людьми. Полагается ли в таких случаях здороваться? Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Если ты ответил на вопрос, нажми любую клавишу и сверь свой ответ с нашим. Непременно! 5. Ты не сразу заметил знакомого, не успел с ним поздороваться или ответить на его приветствие. Как поступить? При первой же возможности надо извиниться перед ним.

Cлайд 11

Вежливый человек непременно ответит на приветствие. При этом он использует для каждой отдельной ситуации свою речевую форму ответа. Рад тебя видеть! Как хорошо, что мы встретились! Как жизнь? Как дела? Какие новости? Как здоровье? Как дома? Давненько мы не видались! Какие успехи? «КАК ПОЖИВАЕТЕ?»

Cлайд 12

Что вы обычно отвечаете на вопрос «Как твои дела?»? Спасибо, хорошо. Благодарю Вас, неплохо. Все в порядке. Нормально. Как Вам сказать? Не знаю, что и сказать. Кажется, ничего. Все по-старому. Отвратительно. Хуже не придумаешь. Лучше не спрашивай. Просто ужасно. ? Нравятся ли вам люди, которые при ответе на вопрос «Как дела?» начинают жаловаться: «Все плохо, чувствую себя ужасно, настроение совсем упало, денег нет…» и тому подобное. Почему?

Cлайд 13

ЗАДАНИЕ Напишите письмо англичанину, изучающему русский язык, о формах приветствия и ответах на них, существующих в русском языке.

Cлайд 14

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!» В каких ситуациях вы использовали бы эти выражения: ! Помните, что от того, как звучит приглашение, зависит, захочется ли человеку им воспользоваться! Не хотите ли…? Разрешите пригласить Вас… Мне очень хотелось бы… Ты не против…? Давай сходим… Почему бы нам…? Закончите предложения.

Cлайд 15

Ответьте на приглашения: Петя болеет. Давай его навестим. Не хочешь поиграть со мной в шахматы? Разрешите мне от имени класса пригласить Вас на чаепитие. Не согласитесь ли Вы принять участие в жюри конкурса? Проходи пожалуйста, садись, угощайся тортом.

Cлайд 16

С давних пор в России существовал обычай: желая видеть кого-либо своим гостем, хозяин посылал ему приглашение. Эти приглашения были самыми разнообразными, но их объединяло одно: доброжелательность, почтение, уважение к приглашаемому. Милостивый государь! Весьма много обяжете меня своим посещением вечерком для дружеской беседы, чем и супругу мою обрадуете. Многоуважаемый Е.Н.! Завтра ожидаем Вас к обеду. Вы, разумеется, не захотите лишить нас удовольствия видеть Вас.

Cлайд 17

Дорогая В.Н.! Нарочно заезжала к Вам и, не застав Вас дома, передала прислуге о цели моего посещения. Но почитая это недо- статочно этикетным, посылаю Вам собствен- норучно просьбу пожа- ловать всем семейством к нам на день рождения дочери, вечерком в среду. Этим много обяжете. Д.М. Любезный М.П.! Сделай нам удовольствие, приезжай к нам на домашнюю вечеринку. Будут только свои. Надеюсь, тебя это развлечет. Твой Ф.Л.

Cлайд 18

ЗАДАНИЕ: 2. Напишите несколько вариантов приглашения (другу, подруге, учителю, родителям друга) на какое-либо торжество (день рождения, праздничный концерт, чаепитие и т.д.). Обсудите свои приглашения с одноклассниками. 1. Расскажите, что вам понравилось в прочитанных приглашениях?

Cлайд 19

Вежливые слова являются приобретением цивилизации. Невозможно представить себе дикаря, обращающегося к соплеменнику со сло-вами: «Будьте так любезны, передайте, пожалуй-ста, вон ту кость. Благодарю Вас, извините за беспокойство». Но если современный человек не употреб-ляет в своей речи вежливых слов, он становится настоящим пещерным человеком! «БЛАГОДАРЮ ВАС!»

Cлайд 20

? Знаете ли вы, что слово «Спасибо» возникло в результате сращения устойчивого сочетания «спаси Бог»? 1.Попробуйте объяснить, как это словосоче- тание стало формой выражения благодар-ности. 2. Поблагодарите кого-либо ЗАДАНИЕ: За приглашение на день рождения За помощь За подарок

Cлайд 21

Какие из этих слов благодарности вы используете? Спасибо. Большое спасибо. Благодарю Вас. Я тебе очень благодарен! Примите мою благодарность. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. Очень Вам признателен. Разрешите поблагодарить Вас. Спасибочки. Очень важно не только уметь поблагодарить, но и уметь ответить на слова благодарности! Ведь нельзя просто промолчать, услышав «Спасибо». !

Cлайд 22

Вот как можно ответить на выражение благодарности: Пожалуйста! Не за что! Не стоит благодарности! Ну что Вы, мне это было приятно. Я рад, что Вы довольны. Придумайте еще несколько возможных ответов. ! А вот так отвечать нельзя: Теперь ты мой должник! Ты понимаешь, скольким мне обязан? За «спасибо» ничего не купишь! Помни мою доброту!

Cлайд 23

«ИЗВИНИТЕ» Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно попросить прощения? Простите. Извините. Прошу прощения. Виноват! Прошу извинить меня. Не сердитесь на меня. Примите мои извинения. Приношу свои извинения. Придумайте ситуации, в которых вы могли бы произнести эти слова. ! Чаще всего следует объяснить, за что вы просите прощения: Простите за опоздание. Извините за беспокойство.

Cлайд 24

ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите, с какой интонацией произ-носятся слова, которыми вы просите про-щения. Что может произойти, если инто-нация не будет соответствовать смыслу сказанного? 2. Составьте диалоги на данные ситуации: Вы опоздали на урок. Вы забыли дома вещь, которую должны были вернуть товарищу. В транспорте вы нечаянно наступили на ногу соседу. Взрослые разговаривают, а вам надо прервать их по срочному делу.

Cлайд 25

«ПРОШУ ВАС!» Мы часто обращаемся к людям с самыми разными просьбами. И от того, как мы это сделаем, зависит, услышат ли нас, захотят ли помочь. Какие из этих слов и выражений вы используете, когда вам нужно о чем-то попросить? Пожалуйста… Будьте любезны… Если Вас не затруднит… Сделайте одолжение… Не откажите в любезности… Если Вас не затруднит… Могли бы Вы…? Можно ли мне…? Нельзя ли…? Прошу Вас… Придумайте предложения с этими словами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА Выполнила: у читель начальных классов Щербакова Л.В. МБОУ «ЦО № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» г.Тула

Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. (исследователь речевого этикета Н.И. Формановская)

Речевой этикет – это важнейшая составляющая эффективной коммуникации. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, доверия и уважения. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не испытывать затруднений в общении.

«Я говорю так, как хочу, и меня понимают! Это моё личное дело!» Что можно возразить на это? Эти личные мнения о правильном и неправильном языке высказываются нередко в самой безапелляционной и темпераментной форме. Однако человек, живущий в обществе, подчиняется этому обществу. И любые нормы (и нравственные, и языковые) – это требование общества к человеку

Золотые правила речевого этикета Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.

Золотые правила речевого этикета Выберите слова и выражения, наиболее подходящие для той или иной ситуации. Умейте различать ситуации, в которых уместно рассказывать собеседнику о своих чувствах.

Золотые правила речевого этикета Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и следовать ходу его мыслей, следовать логике, чтобы вывод не противоречил посылке.

Золотые правила речевого этикета Будьте позитивны, вежливы и дружелюбны. Не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до употребления нецензурных слов.

Золотые правила речевого этикета Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем совете или внимании. Но не навязывайте разговор человеку, не желающему беседовать.

Золотые правила речевого этикета Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и самообладание.

http://investments.academic.ru/pictures/investments/img1977366_vyinuzhdennaya_bezrabotitsa.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=66cfeab3d424d97563489d5827602ca7&n=33&h=190&w=480 http://youcanbebetter.ru/wp-content/uploads/2013/11/Ne-mogu-sebya-kontrolirovat.jpg http://ethicscenter.ru/wp-content/uploads/2014/04/Podrostkovyie-treningi-obshheniya.jpg https://www.understood.org/~/media/b7d20d8be15b4480abae104a0e6e1af8.jpg http://i.huffpost.com/gen/1973045/images/o-APATHETIC-TEENAGER-facebook.jpg https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5269cc86767d178b13baf20a1458663a&n=33&h=190&w=284 http://media.professionali.ru/processor/topics/original/2012/09/26/sopernichestvo-brother-and-sister.jpg https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a3ede4652b67c2d1941e584e0ef01b92&n=33&h=190&w=317 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f8e322ebd837caeb8e17f2b6e6565d67&n=33&h=190&w=285


Оглавление 1.1 История возникновения речевого этикета; 1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование; 2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие; 2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания; Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты; Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета; 2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах; Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны; Список литературы.


1.1 История возникновения речевого этикета. Англию и Францию называют обыкновенно: " классическими странами этикета ". Однако, родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т. п. в XV столетии господствуют в обоих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше чем в других странах. в то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.


« Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим само слово " этикет " пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика Х IV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел (или его заставляли) предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить


1.2 Основа речевого этикета и факторы, определяющие его формирование. В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистантно, а еще и владеть всей гаммой невербальных средств коммуникации.


Л. А. Введенская в своей книге " Русский язык и культура речи " даёт такое определение речевому этикету: " Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения ". Н. И. Формановская дает такое определение: Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.


Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Основу речевого этикета составляют речевые формулы, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть.


2.1 Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие Приветствие: Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Разрешите с Вами познакомиться. Я хотел бы с Вами познакомиться Давайте познакомимся


Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает " быть здравым ", т. е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас видеть!; Добро пожаловать!; Моё почтение!


Обращение: Обращение – один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.


Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия) Монархический строй в России ХХ века сохранял разделение на людей на сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращение господин, госпожа по отношению к людям привилегированных сословий; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. В других же цивилизованных странах обращения были едины для всех слоёв и сословий (мистер, миссис, мисс – Англия, США; синьор, синьорина, синьора – Италия; пан, пани – Польша, Чехия и Словакия)


2.2 Правила и нормы речевого этикета в процессе общения: формулы вежливости и взаимопонимания После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная.


« Словарю по этике », который определяет вежливость так: «... моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими ». Значит, вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатность, и такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый элемент вежливости.


Галантный - это изысканно-вежливый и любезный по. отношению к женщине; корректный ведет себя сдержанно в полном соответствии с правилами, ни на шаг от них не отступая; учтивый всегда почтительно вежлив... Ну, а о проявлениях невежливости упомянем ниже. Здесь же сделаем вывод, который нам потребуется в дальнейших рассуждениях: невежливость - это отведение адресату роли ниже той, на которую он может рассчитывать, неуважительность к нему; вежливость - это уважительность к адресату, отведение ему той роли, которая соответствует его признакам, а может быть, и несколько выше, когда с ним учтивы или галантны.


2.3 Правила и нормы речевого этикета в конце общения: прощание, резюмирование и комплименты Конец общения: Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам доброго (хорошего)! До свидания!); надежду на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу); сомнение в возможности ещё раз встретиться (Прощайте! Вряд ли ещё увидимся. Не поминайте лихом!)


Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.


Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку - Вы хорошо (отлично, прекрасно) выглядите. - Вы (так, очень) обаятельны (умны, находчивы, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист. - С Вами приятно (отлично, хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать). - Приятно было познакомится! - Вы очень милый (интересный) человек (собеседник Отсутствие прощального ритуала или его невнятность или скомканность никак не говорят о том, что человек ушёл « по - английски », это говорит или о негативном, враждебном или неприязненном отношении человека либо о его банальной невоспитанности.


2.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении по средством телефона, интернета Научно - технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения – общение по средствам телефона. В чём специфика телефонного разговора как одного из видов речевой деятельности? Н. А. Акишина в своей книге « Речевой этикет русского телефонного разговора » телефонного разговора в этой системе состоит в следующем: так раскрывает эту проблему: « Телефонный разговор включается в число видов речевого общения, осуществляемых при помощи технических средств.




В зависимости от отношений абонентов и ситуации различаются телефонные разговоры: 1.) Официальные (деловые) – между незнакомыми или малознакомыми людьми. 2.) Неофициальные (частые) 3.) Нейтральные – между знакомыми, но равными по положению и возрасту 4.) Дружеские – между близкими людьми


Правила разговора по телефону: 1.) Следует разграничивать официальные и неофициальные разговоры. Деловые звонки ведутся на рабочих аппаратах, неофициальные – на домашних 2.) Неприлично звонить до 9 утра и после 22:00. 3.) Нельзя звонить незнакомым людям, если приходится это делать, нужно обязательно пояснить, кто дал телефон. 4.) Разговор не должен быть долгим – 3-5 минут 5.) Абонент, которому звонят, не обязан себя называть, даже если это служебный телефон. 6.) Непозволительно звонящему начинать разговор с вопросов: «Кто говорит?», «Кто у телефона?»


Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание) Смысловые части телефонного разговора 1.) Установление контакта (установление личности, проверка слышимости) 2.) Начало разговора (приветствие, вопрос о возможности говорить, вопросы о жизни, делах, здоровье, сообщение о цели звонка) 3.) Развитие темы (развёртывание темы, обмен информацией, высказывание мнений) 4.) Конец разговора (заключительные фразы, обобщающие тему разговора, этикетные фразы, прощание)


2.5 Национальные отличия речевых этикетов в разных странах Речевой этикет - важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни, условий быта каждого народа. А это бесконечно ценно.


Заключение: Значение речевого этикета для общества и культуры страны Русский речевой этикет является одной из составляющих национальной культуры, которая берёт на себя основную тяжесть сохранения русского этноса и государственности. И возрождение, и законодательное закрепление норм правил русского этикета и речевого этикета, в том числе должно стать приоритетной задачей государства и общества в ближайшее время. Ведь это будет огромным и основательным шагом в возрождении России как одного из столпов мировой культуры и цивилизации, с другой – это будет великим вкладом в дело сохранения и развития русского этноса и государства.


Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта Список литературы 1. Акишина А. А., Формановская Н. И. «Русский речевой этикет» М., Гольдин В.Е. «Речь и этикет». М.: Просвещение, Л.А. Введенская «Русский язык и культура речи»., М А.А. Акишина, «Речевой этикет русского телефонного разговора», М Э.В. Арова «Будьте добры»., М М.Д. Архангельская «Бизнес-этикет или игра по правилам», М Янышев В. Е. Речь и этикет. М., Ф. Фолсом «Книга о языке», М Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

3 слайд

Описание слайда:

Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе. «Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. «Русский язык. Энциклопедия»

4 слайд

Описание слайда:

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

5 слайд

Описание слайда:

Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него. Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

6 слайд

Описание слайда:

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

7 слайд

Описание слайда:

Формулы представления - Разрешите с вами познакомиться. - Давайте познакомимся. - Будем знакомы. - Я хотел бы с вами познакомиться.

8 слайд

Описание слайда:

Формулы представления (по телефону) - Меня зовут Валерий Павлович. - Моя фамилия Сергеев. - Позвольте (разрешите) представиться.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Приглашение - Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас. Поздравление: - Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

11 слайд

Описание слайда:

Просьба - Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу… Советы и предложения - Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

12 слайд

Описание слайда:

Формулировка отказа - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Рождение этикета Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости». Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...

16 слайд

Описание слайда:

«Что надо сказать?» - с этого вопроса - напоминания каждый из нас осваивал жизненно - необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.

17 слайд

Описание слайда:

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

18 слайд

Описание слайда:

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне. ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся... ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...Не много смеяться, стыдиться старших... ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...» Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125)

19 слайд

Описание слайда:

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

20 слайд

Описание слайда:

Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой») Это анонимный памятник русской литературы XV века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVIв. на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

21 слайд

Описание слайда:

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

22 слайд

Описание слайда:

Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. Без языка и колокол нем. В добрый час молвить, в худой промолчать. Говорить не устать, было бы что сказать. Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.

23 слайд

Описание слайда:

Пословицы и поговорки об этикете Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. Дед говорит про курицу, а бабка - про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

24 слайд

Описание слайда:

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе. В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, Насмешишь ты целое царство».

25 слайд

Описание слайда:

А вот героиню другой пушкинской сказки братья - богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда: И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит. Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит, говорить надо по - русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.

28 слайд

Описание слайда:

Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов - терминов, спрятанных в сленговых словах.

29 слайд

Описание слайда:

Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык? «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит.» «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность - критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность. Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

32 слайд

Описание слайда:

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1. Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2. Соблюдение субординации по возрасту. 3. Учёт ответной реакции собеседника. 4. Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение. 5. Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени - отчества собеседника.

33 слайд

Описание слайда:

Знание этих правил может не привести к успешному общению. Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.

34 слайд

Описание слайда:

Способы, которые помогают избежать негативного слова. Чего не следует говорить Меня не интересует ваше предложение. Я ничего об этом не знаю. Я с вами не согласен, это совсем не так. Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации. Сейчас я не хочу об этом говорить. Вы неправильно сделали этот отчет. Что следует говорить В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно свяжемся с вами позднее. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией. А как вы смотрите на другую точку зрения? Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время. Будет лучше, если вы посмотрите этот отчет ещё раз.

35 слайд

Описание слайда:

Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника? 2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость? 3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми? 4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника? 5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом? 6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником? 7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы? 8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов? 9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику? «почти всегда» «в большинстве случаев» «иногда» «редко» «никогда»

36 слайд

Описание слайда:

«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» - 8 баллов «никогда» - 10 баллов 55 баллов - вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей» Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы! Тест «Умеете ли вы слушать?»

37 слайд

Описание слайда:

Слайд 1

Речевой этикет

Слайд 2

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Слайд 3

Этика речевого общения
Речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально – культурных традициях. Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания.

Слайд 4

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют
тактичность
предупредительность
терпимость
доброжелательность
выдержанность
Слово - стрела, выпустишь - не вернешь

Слайд 5

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него

Слайд 6

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Слайд 7

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника.

Слайд 8

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Слайд 9

Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Слайд 10

Составляющие акта общения
начальные формулы общения
основная часть
формулы, используемые в конце общения
Формулы представления, официального и неофициального приветствия
Формулы прощания
Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета, рекомендации, отказа

Слайд 11

Формулы представления
- Разрешите с вами познакомиться.
- Давайте познакомимся.
- Будем знакомы.
- Я хотел бы с вами познакомиться.

Слайд 12

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:
- Моя фамилия Сергеев.
- Позвольте (разрешите) представиться.
- Меня зовут Валерий Павлович.

Слайд 13

Представление
- Супругов представляют вместе: фамилию, имя жены, имя мужа. - По всем правилам представлять надо: младших старшим; подчиненного начальству; мальчика девочке; приятеля или подругу (не зависимо от возврата) родителям. - Если кого-то знакомят с мужчиной, то мужчина должен встать, а вот женщина может сидеть, за исключением случая, когда ей представляют старшую по возрасту женщину. - Представляя кого-либо, следует не только назвать его фамилию, но и кратко охарактеризовать. - Если знакомим двух людей одного возраста, то сначала называем того, кто нам ближе (родственника).

Слайд 14

формулы приветствия
- Здравствуйте!
- Добрый день!
- Привет!
- Здравствуй!

Слайд 15

Здороваемся
- В помещении здоровается первым тот, кто входит. - Проходящий мимо здоровается первым независимо от возраста, когда кого-либо обгоняет. - Если увидели в окне или на балконе знакомого надо поздороваться легким поклоном, а не кричать на всю улицу.

Слайд 16

Когда обращаетесь с просьбой к незнакомым людям принято здороваться. - Здороваемся и прощаемся с соседями по столу в кафе или ресторане, купе поезда (но не со всем плацкартным вагоном), у врача, в канцелярии, в ложе театра, в маленьком домашнем магазине. - Мужчина здоровается с женщиной первым, даже если сам находится в обществе других женщин. Женщина здоровается первой с женщиной старше себя.

Слайд 17

Приглашение
- Позвольте (разрешите) пригласить вас… - Приходите на праздник (юбилей, встречу). - Будем рады видеть вас.
Поздравление:
- Разрешите поздравить вас с… - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления… - Горячо поздравляю…

Слайд 18

Просьба
- Сделайте одолжение… - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)… - Будьте любезны… - Не могу ли попросить вас… - Очень вас прошу…
Советы и предложения
- Разрешите порекомендовать вам… - Позвольте обратить ваше внимание на… - Я бы предложил вам…

Слайд 19

Формулировка отказа
- (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой. - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).

Слайд 20

Формулы прощания
- До завтра. - До вечера. - До свидания.

Слайд 21

Поэтическая игра
*Растает даже ледяная глыба от слова теплого спасибо *Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день *Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо *Когда нас бранят за шалости говорим мы прости пожалуйста *И во Франции и в Дании на прощанье говорят до свидания *Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь здравствуйте

Слайд 22

Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке.
Формулы обращения

Слайд 23

Уважительное отношение к участникам разговора
В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном «наблюдаемом» дейктическом пространстве речевой ситуации « Я – Ты (Вы) – Здесь – Сейчас».

Слайд 24

Перебивание. Встречные реплики
Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности участников общения, демонстрация своей солидарности, согласия, введение своих оценок «по ходу» речи партнёра – рядовое явление диалогов и полилогов праздноречевых жанров, рассказов и историй – воспоминаний.
По наблюдения исследователей, перебивы характерны для мужчин. Кроме того, перебивание встречаются при потере коммуникативной заинтересованности.

Слайд 25

“Ты” и “Вы”
Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”она,обмолвясь, заменила. А.С.Пушкин.

Слайд 26

ВЫ – общение
В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин.

Слайд 27

Ты - общение
Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия. При установившихся отношениях Вы – общения ими предпринимаются попытки намеренного снижения социальной самооценки адресата и навязывания Ты – общения. Это является деструктивным элементом речевого общения, уничтожающим коммуникативный контакт.

Слайд 28

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому адресату В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату К равному и старшему (по возрасту, положению) адресату
ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: К хорошо знакомому адресату В неофициальной обстановке общения При дружеском, фамильярном,интимном отношении к адресату К равному и младшему (по возрасту, положению) адресату

Слайд 29

Принято считать, что Ты – общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты – общение является попыткой интимизации отношений. Паритетные отношения как главная составляющая общения не отменяют возможности выбора Вы – общения и Ты – общения в зависимости от нюансов социальных ролей и психологических дистанций. Один и те же участники общения в разных ситуациях могут употреблять местоимение «вы» и «ты» в неофициальной обстановке. Это может свидетельствовать об отчуждении, о желании ввести в речевую ситуацию элементы ритуального обращения.

Слайд 30

Таким образом, речевой этикет позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определённой тональности, в различной обстановке общения, отражать разный характер взаимоотношений общающихся и т. п.